sessil_b (sessil_b) wrote,
sessil_b
sessil_b

Category:

Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков (1924)

Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков (1924)

Режиссёр: Лев Кулешов
Страна: СССР
Год выпуска: 1924
Автор сценария: Николай Асеев
В ролях:  Порфирий Подобед, Александра Хохлова, Борис Барнет, Петр Галаджев, Андрей Горчилин, Сергей Комаров, Леонид Оболенский, Всеволод Пудовкин
Художник: Всеволод Пудовкин
Жанр: немое кино, комедия
Производство: Госкино
Страница на imdb

"Долой русскую психологическую картину. Пока приветствуйте американские детективы и трюки. Ждите картины, снятой по закономерному сценарию, с предметами, закономерно сконструированными во времени и пространстве, и с действием необходимых людей - натурщиков. День, в который будет показана такая картина, будет славным днем для многих людей, ибо они в нем обретут то, что навсегда потеряли в искусстве." (c) Лев Кулешов

Ну что могу сказать, люблю. Первый немой фильм, который я в своё время посмотрел по телевизору. Глубокой ночью. В итоге не выспался и опоздал на утренний поезд. Но ни капли об этом не пожалел. И первая любовь, как известно, не ржавеет.
Это далеко не первый советский фильм, кино продолжалось сниматься и в 18-том году, и всю гражданскую.  Но это точно один из первых советских "блогбастеров", даже на фоне снятых раньше "Красных Дьяволят/Tsiteli eshmakunebi". Кулешов отличался от прочих советских "формалистов" тем, что при всей своей страсти к теоретизированию и близости к авангарду очень любил современное ему жанровое кино. Ключевое слово - очень, любовь к "низким жанрам" была характерна для всего раннего советского авангарда, но в своей любви к дешёвым американским фильмам Кулешов дошёл до конца. Исходя из предпосылки о "смерти искусства" Кулешов пришёл к более чем оригинальным выводам: "Современное искусство в том виде, в каком оно существует, должно или исчезнуть совершенно, или вылиться в новые формы. Что с ним будет - я не определяю. Но, безусловно, вся энергия, все средства, все знания законов времени и пространства, предназначенные для применения к искусству, должны быть направлены по руслу, которое наиболее органически связано с жизнью нашего времени."
Но это теория, которая ничто без практики. А на практике история Кулешова достойна отдельного фильма. Даже байопика, ведь это очень кинематографический сюжет. Он собрал коллектив из людей, которые не прошли по конкурсу на актёрский факультет, начал заниматься с ними самостоятельно и, в итоге, воспитал будущую элиту советского кино. У них не было даже плёнки, но было гигантское желание экспериментировать. Если судить по современным меркам, "группа Кулешова" была командой независимых, разрабатывавших свои концепции самостоятельно, независимо от воли чиновников или продюсеров. Проблема только в том, что на тот момент кроме них просто не было больше никого. Невозможно быть "андеграундом" в ситуации, когда отсутствует мейнстрим.
Приключение Мистера Веста стал первым фильмом, на который группа получила деньги и плёнку. Результат поразителен. Действительно смешная, качественно снятая и совершенно бешеная фантасмагория. За один эпизод с ковбоем, отстреливающимся от ментов на фоне Кремля и храма Христа Спасителя авторам можно простить всё. Логики, конечно, нет ни капли. Но это только радует. Особенно забавно то, что высмеивая американцев за глупые штампы в адрес России (Кадры с "русскими папуасами, жарящими женщину" вообще гениальны) авторы сами собрали все возможные штампы про Америку. Развесистая клюква про развесистую клюкву.
Плюс отличные актёры, Хохлова просто гениальна. И сумасшедшие драки, делающие происходящее похожим на гонконгские комедийные боевики. В этом фильме мне нравится абсолютно всё.
Важное замечание, Подобед явно пародирует Гарольда Ллойда. Что заставляет предположить прямую пародию на фильм "Сэмми в Сибири/A Sammy in Siberia", как раз представлявший из себя политическую клюкву в чистом виде. Тем более что карикатурные псевдобольшевики из "Мистера Веста" удивительно похожи на большевиков из "Сэмми".

Tags: 1924, Александра Хохлова, Борис Барнет, Всеволод Пудовкин, Лев Кулешов, Порфирий Подобед, СССР, Сергей Комаров, комедия, немое кино, рецензия
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author