sessil_b (sessil_b) wrote,
sessil_b
sessil_b

Нибелунги: Зигфрид/Die Nibelungen: Siegfried (1924)

Нибелунги: Зигфрид/Die Nibelungen: Siegfried (1924)

Режиссёр: (Fritz Lang)
Страна:
Год выпуска:
Авторы сценария: (Fritz Lang), (Thea von Harbou )
В ролях: (Gertrud Arnold), (Grete Berger), (Margarete Schön), (Hanna Ralph), (Paul Richter), (Bernhard Goetzke), (Theodor Loos)
Аниматор: (Walter Ruttmann)
Жанр: ,  , , ,
Страница на imdb

Если вкратце - то это шедевр. Лучший фильм Ланга, точнее лучшие два фильма. Можно сказать, что это единственный пример "экспрессионистского эпоса". Да и просто, фильм снятый на запредельном уровне, теперь так не умеют.

Итак, Песнь о Нибелунгах. Das Nibelungenlied. Безусловно миф о Зигфриде стал одним из важнейших текстов для германцев, различные варианты его восходят к языческой эпохе. Сигурд, Фафнир, Гудрун и Брюнхильд - герои ещё Старшей Эды. Датировать историческое действие данной истории тоже нетрудно, это великое переселение народов. Пятый век нашей эры. Именно в этот век на остатки Римской Империи, ну и заодно на воевавших с Римом германцев обрушился Атилла.
Помимо Старшей Эды данный миф стал основой Саги о Волсунгах, и ещё упоминания о весьма странном варианте этой истории я читал в Беовульфе (только по мнению саксов XIII века дракона убил не Сигурд а его отец Сигмунд). И эти, архаические варианты мифа весьма интересны, так всё конечно очень жёстко, но зато по настоящему.
Однако Das Nibelungenlied - это произведение совсем другой эпохи и культуры. XIII век, развитой феодализм, куртуазность, рыцарство и прочие атрибуты придворной культуры. В итоге жутковатая история о предательстве и убийстве оказалась предельно залакирована по стандартам своего времени. Поэтому читать этот текст мне лично очень трудно, большую часть текста занимают описания нарядов и пиров. Видимо поэтому Вагнер для своей титанической серии опер Кольцо Нибелунга совершенно не пользовался текстом "Песни", ограничиваясь народными сказаниями, Сагой о Волсунгах и Эдой. Ланг, тем не менее, попытался вернуться к сюжету песни. Я бы не сказал, что у него это получилось. Поскольку результат по-настоящему оригинален.

Итак, Зигфрид живёт в лесу и учится ковать оружие. Хотя упоминается, что это королевский сын, но по сути это не Зигфрид "Песни", высокородный и куртуазный рыцарь, хорошо воспитанный и богатый. Это именно Сигурд старых сказаний, нечеловеческое существо, одетое в шкуру и водящееся с обитателями подземного мира. (Кстати, по мнение некоторых учёных под Сигурдом\Зигфридом германцы описывали некого франка из династии Меровингов. Конспирологи поймут). В первой песне Зигфрид узнаёт о существовании прекрасного замка Вормс, где в королевской семье бургундцев живёт не менее прекрасная Кримхильда. Только у Ланга это показано скорее как очарование цивилизацией. Колонны из света, стражники, ставшие частью орнамента. Культура. И Зигфрид отправляется из своего леса с целью не столько женится на Кримхильде, сколько стать частью этого мира. По дороге он убивает дракона (Аплодирую стоя дизайнерам и художникам Ланга. Это лучший гигантский монстр немого кино. Только движения ног не очень, а в остальном – шедевр.) и получает новые силы.
Тем временем Кримхильда тоскует в своём замке. Она слушает песни о подвигах Зигфрида, которые ей поёт Фолькер. В "Песне" про подвиги, совсем в другой манере, рассказывает Хаген Тронье. Но Лангу явно хотелось уже в начале своего эпоса дать бенефис великому Бернхарду Гёцке. В этих откровенно языческих песнях Зигфрид проникает в сокровищницу Нибелунгов, где эти подземные карлики "куют короны для владыки ледяных великанов" и убивает Альбериха. Получив сокровища, мечь, шапку-невидимку и проклятие заодно. Эти эпизоды отчётливо похожи по стилистике на советский фильм-сказку про Кощея Бессмертного, почти уверен, что было прямое влияние. Кстати, в абсолютно христианской "Песне" автор явно с трудом понимает, кто такие Нибелунги и в чём там дело.
И пока Зигфрид едет в замок, на встречу своей судьбе, Кримхильда видит кошмары (Сон Кримхильды, снятый специально для фильма великим авангардистом Вальтером Руттманом – пожалуй, высшая точка картины. Уникальный пример экспрессионистской анимации). Кримхильда первого фильма - скорее медиум. Она принимает сигналы, но не способна ни осознать их значение, ни изменить предначертанное. Она - женственность цивилизованная, окультуренная, подчиняющаяся правилам. И тем сильнее контраст с Брюнхильдой. Вполне в соответствии с сюжетом "Песни" брат Кримхилды Гунтер готов дать сестру в жёны только в обмен на помощь в сватовстве к "королеве Исландии" Брюнхильд. В "Песне", естественно, полностью отсутствует информация о том, что Брюнхильд - мятежная валькирия, изгнанная Одином, что она воин и маг в одном лице. И что у неё с Зигфридом в изначальных вариантах саги была любовная связь, которую прервала аменизия Зигфрида, выпившего волшебный напиток. Для зрелого средневековья этот персонаж - просто необычно сильная феодалка, которую нужно обломить для нормализации ситуации. Ланг возвращает этому образу мифическую глубину. Поход Зигфрида с бургундцами в царство Брунхильд - это поход в территорию языческих, изначальных сил. И победа Гунтера - это победа обманщика, стравившего двух существ из героической эпохи в своих целях. Это победа цивилизации.
Основной эпизод фильма - вовсе не сватовство, и не последовавшая затем вражда королев, закончившаяся убийством. Главный эпизод - брачная ночь. В поэме этот мерзкий эпизод старательно заретуширован. Зигфрид одев шапку-невидимку побеждает в борьбе и скручивает Брунхильд, но спит с ней всё равно Гунтер. Однако в более старых вариантах германской версии легенды всё сказано прямо, Зигфрид насилует Брунхильду. Точка. Потеря девственности есть потеря силы. Ланг достаточно бескомпромисен, чтобы решить эпизод так. И дальнейшие кровавые события становятся результатом этого факта.
Вызывает восхищение то мастерство, с которым Ланг раскрыл суть внешне романтической и пристойной легенды. Вернув ей архаичную мрачность и жестокость. Практически не меняя визуального ряда, Ланг тотально изменяет ощущение от замка и от его обитателей. Когда в конце Кримхильда, вернее её тело, почему-то оставшееся жить после её глупого поступка и после предательства её родного брата, поворачивается и уходит от трупов убитого в спину Зигфрида и покончившей с собой возле его тела Брунхильды - то окружающий её замок Вормс внешне не отличается от того замка света, который был показан в начале. Но по сути это уже замок полной тьмы.

Гениальный фильм. Гениальный сценарий. Гениальный визуальный ряд (даже "Метрополис/Metropolis" не так хорош). Гениальные актёры.
Шедевр.

Tags: 1924, Бернхард Гёцке, Вальтер Руттман, Ганна Ральф, Германия, Гертруд Арнольд, Гретта Бергер, Маргарет Шён, Пауль Рихтер, Теа Фон Харбоу, Теодор Лос, Фриц Ланг, драма, киноэкспрессионизм, немое кино, немой мультфильм, рецензия, эпос
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author