sessil_b (sessil_b) wrote,
sessil_b
sessil_b

Category:

Процесс/Le procès (1962)

Процесс/Le procès (1962)

Режиссёр: (Orson Welles)
Страна: , (), ,
Год выпуска:
Автор сценария: (Orson Welles), по роману (Franz Kafka)
В ролях: (Anthony Perkins), (Orson Welles), (Jeanne Moreau), (Romy Schneider)
Аниматор:
Жанр: , ,
Страница на imdb

"Ведь все люди стремятся к Закону, - говорит тот, - как же случилось, что за все эти долгие годы никто, кроме меня, не требовал, чтобы его пропустили?" И привратник, видя, что поселянин уже совсем отходит, кричит изо всех сил, чтобы тот еще успел услыхать ответ: "Никому сюда входа нет, эти врата были предназначены для тебя одного! Теперь пойду и запру их".
(с) Франц Кафка. Процесс.

Вышеприведённый фрагмент является частью, на мой взгляд, высшей точки великолепного в своей паталогичности романа Кафки. Притчи о привратнике врат закона. В тексте романа эта притча была приведена почти в самом финале, в эпизоде с "тюремным священником". Уэллс сразу начинает фильм с этой притчи, проиллюстрированной анимацией, а точнее рисунками Александра Алексеева. Очень жаль, что это именно статичные рисунки, серебряными гвоздями на чёрном фоне, его авторские мультфильмы удивительны именно в движении. Но начало всё равно прекрасное.
Уэллс очень необычно подходит к Кафке. Видно, что его совсем не вдохновляет обычное прочтение, оно Орсону просто  не подходит по темпераменту, Уэллс был слишком масштабной личностью. И этот фильм, как и все остальные его фильмы, отражает именно масштаб режиссёра. Уэллсу явно безразличны вопросы с следованием духу романа, вместо сжатого пространства судебных канцелярий, располагающихся на захламленных чердаках, перед нами проходит целая галерея огромных, холодных и пустых пространств. Я не знаю, где он всё снимал, пишут что это Франция. Но выглядит происходящее просто футуристично. Каждый кадр - шедевр визуального мастерства, что тем более удивительно, учитывая что оператор - дебютант. Кстати, Делёз упоминал про этот фильм как про пример неоэкспрессионизма, избавленного от навязчивой мании поиска истины, Истины нет. Есть только огромная организация, включающая в себя буквально всё. И маленький человек, пытающийся понять, что происходит. Невиновный в том, в чём его обвиняют, но виновный в самом факте своего существования. И, как сказал в интервью Уэллс - "Он принадлежит к тому обществу, которое олицетворяет собой зло, и поэтому является частичкой этого зла. Он не виновен в том, в чем его обвиняют, но тем не менее и виновен, он часть в целом виновного общества и сотрудничает с ним."
Йозефа К играет не кто иной как Энтони Перкинс. Тот самый Норман Бейтс из "Психо/Psycho". И играет блистательно. Правда обычно в фильмах Уэллса главную роль исполняет сам Уэллс. Но тут всё логично, огромного Орсона просто невозможно представить в описанных Кафкой ситуациях. Я не могу сказать, каким он был на самом деле в жизни, но и от фильмов, и от ролей, и от интервью, и от воспоминаний современников остаётся однозначное впечатление - доминатор. Альфа самец. Жаль, что он вряд ли делал для себя самого кинопробы, было бы очень интересно посмотреть на К, от которого все бюрократы бы прятались в щели.
Хотя и К в исполнении Перкинса намного более активен, ну не умеет Орсон снимать иначе, ему неинтересны пассивные герои, они "непригодны драматургически". Разумеется, сам Уэллс тоже играет в фильме ключевую роль, он там адвокат Хастлер. Естественным образом превратившийся из второстепенного персонажа романа в самого сильного и подавляющего персонажа фильма. Живое воплощение власти. Кстати, притчу Йозефу рассказывает тут именно он.
В итоге перед нами совершенно блестящий дуэт актёров, не дуэль, дуэт. Уэллс потом очень хвалил Перкинса, называя его едва ли не лучшим актёром, с которым ему доводилось иметь дело. Сам фильм Уэллс тоже высоко ценит. По его словам именно "Процесс", а не внесённый на первые места во всех списках лучших фильмов в истории кино "Гражданин Кейн/Citizen Kane", был его лучшей работой. И я его понимаю.
Фильм действительно гениальный. Во всех смыслах. Главное - не ждать от него строгого следования духу Кафки. Я прочитал много отзывов людей, разозлённых вольным обращением с первоисточником, особенно касательно финала. Который совсем не похож на оригинальный.

"Этот конец мне не нравится. Я думаю, что это своеобразный «балет», написанный еврейским интеллигентом до Гитлера. После уничтожения шести миллионов евреев Кафка этого бы уже не написал. Это было возможно до Освенцима. Я не хочу сказать, что мой конец хорош, но это какой-то выход. Надо было только сделать его динамичнее."
Tags: Александр Алексеев, Германия, Жанна Моро, Италия, Орсон Уэллс, Роми Шнайдер, ФРГ, Франц Кафка, Франция, Энтони Перкинс, Югославия, авангард, драма, рецензия, триллер
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author