sessil_b (sessil_b) wrote,
sessil_b
sessil_b

Categories:

Ужас в Космосе/Terrore nello spazio (1965)

Ужас в Космосе/Terrore nello spazio (1965)

Режиссёр: (Mario Bava )
Страна: ,
Год выпуска:
Авторы сценария: (Mario Bava), (Alberto Bevilacqua), Антонио Роман (Antonio Román),  Рафаэль Сальвиа (Rafael J. Salvia), Каллисто Косулиш (Callisto Cosulich) по рассказу Ренато Пестриниеро (Renato Pestriniero).
В ролях: (Ángel Aranda), (Barry Sullivan), (Norma Bengell)
Жанр: ,
Страница на imdb


Для начала расставлю всё точки над i. Наиболее популярный вариант названия, "Планета Вампиров", мне лично кажется очень глупым. Как минимум. Ну нет там ни одного вампира, и ничего даже слегка похожего не наблюдается. По моему странно следовать в переводе названия концепциям американских прокатчиков.
Теперь обственно про фильм.
Он более чем необычен для Бавы, поскольку это его первый и единственный опыт в чистой фантастике. Впрочем Бава, как истинный профессионал, теоретически вполне мог работать с любым материалом, для итальянцев того периода  было нехарактерно ограничивать себя в выборе жанров.
Сюжет довольно слаб, хотя его и писал целый табор сценаристов. Два звездолёта, загадочная планета, и нечто злобное в тумане. В принципе - ничего необычного, фантастика развивала подобные сюжеты уже десятилетиями, теоретически даже советскую "Туманность Андромеды" (imdb) можно было бы к этому жанру причислить, за эпизоды на  планете в системе Железной Звезды. Terrore nello spazio выделяется совсем другим. Тут центральный вопрос не "что", тут главное - "как"? Марио был настоящим гением дизайна, он был способен создавать целые картины из дыма и подсветки. Элементарный пример, "Ад/Inferno" Ардженто потерял бы очень многое без поставленного Бавой света, его рука видна там с первого кадра. А тут сам материал дал режисёру повод развернутся на всю катушку. Исключительно милые пластмассовые звездолёты на фоне звёзд, поразительный интерьер внутренних помещений и внешний вид костюмов. Смотришь и сердце радуется. Планета "Аура" сделана просто на грани гениальности, напоминает чуть ли не импрессионистов. Сравнение натянутое, сам понимаю. но всё равно, напоминает. Лучший эпизод в визуальном плане - обнаружение инопланетного звездолёта, очень хорошо видно, откуда черпали своё вдохновение Ридли Скотт и Гигер, снимая схожий эпизод в первом "Чужом/Alien". При этом эти два эпизоде внешне не похожи, но атмосфера и там и там передана отлично.

Ещё очень хороши эпизоды с погребением. И момент, когда порабощённые астронавты встают. И момент с вскрытием пустых могил. Собственно к визуальной стороне претензий нет, хороший ретрофутуризм, почти барочный по богатству красок.
Что очень не понравилось - антропоцентричность мышления инопланетян, это, конечно, общее место всей старой фантастики, но всё равно, раздражает. Уже момент, когда существо с совершенно чужого во всём мира начинает говорить человеческими штампами о спасении родины слегка напрягает. Но финал, где чужаки оставшись одни продолжают говорить как люди, анализируя случайно найденную дикую планету Земля, добавляет немало минусов к окончательной оценке.
Да, про планету Земля. Для англоязычной версии фильма, судя по imdb, было задействовано ещё два сценариста. Так вот, хотя я не нашёл подтверждение этого ни в одном источнике, включая англоязычные, но меня терзают смутные подозрения, не добавили ли финал с открытием Земли сами американцы? Дело в том, что гениальный "Икар-1/Icarus XB 1" Полака в Америке AIP издал под названием "Voyage to the End of the Universe" и добавили именно такой, идиотский финал, сделав чешских космонавтов инопланетянами, открывшими Землю.
Резюме: за сценарий четвёрка.
За визуальный ряд - восьмёрка с плюсом.
Классика, хуле.

Tags: 1965, Альберто Бевилацкия, Анхель Аранда, Бэрри Салливан, Испания, Италия, Марио Бава, Норма Бенгелл, рецензия, фантастика, хоррор
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author