sessil_b (sessil_b) wrote,
sessil_b
sessil_b

Category:

Синий Свет / Das Blaue Licht (1932)

Синий Свет / Das Blaue Licht (1932)
Режиссёр: (Leni Riefenstahl)
Страна:
Год выпуска:
Авторы сценария: (Leni Riefenstahl), (Béla Balázs), (Carl Mayer)
В ролях: (Leni Riefenstahl), (Beni Führer), (Max Holzboer), (Mathias Wieman), (Martha Mair)
Жанр: ,
Производство:
Страница на imdb

Когда произносишь фамилию Рифеншталь, то сразу вспоминаются монументальные образы из "Триумфа Воли"/Triumph des Willens и "Олимпии/Olympia". Более того, вспоминаются только они, словно вся творческая жизнь человека ограничилась двумя документальными фильмами, снятыми в начальный период Третьего Рейха. И отношение к Лени сейчас определяется именно этими двумя фильмами, одни восхищаются их тоталитарной мощью, другие – ненавидят по той же причине.

Но на самом деле она никогда не хотела становиться документалистом, и тем более пропагандистом. Она хотела сниматься и снимать художественные фильмы. Однако, к сожалению, сумела снять только два художественных фильма. Причём второй фильм, "Долину/Tiefland" после войны конфисковали незаконченным, долго хранили где-то во Франции. И так порезали монтажный материал, что немалая часть фильма оказалась утеряна. Большинство же проектов просто не состоялись, хотя по описанию концепций там могло получится нечто уникальное. Сперва война, потом долгая и безжалостная обструкция, когда де-факто затравили одного из лучших режиссёров в истории кино. В результате этот осторожный дебют в жанре "горного фильма" оказался, пожалуй, единственным свободным и полностью реализованным проектом Рифеншталь. Кстати, в работе над сценарием и съёмками фильма принимал активное участие великий венгерский кинокритик Белла Балаш. Убеждённый марксист, член компартии Германии, венгр по происхождению.

И слегка помог великий сценарист Карл Майер. Бывают странные сближения...

Для начала что не понравилось:

Музыка просто ужасна, давно не слышал ничего более раздражающего. Ещё многим может не понравиться почти полное отсутствие динамики. Фильм крайне спокоен и статичен, врочем длится он ровно столько, сколько надо, поэтому не надоедает.

Что понравилось: Практически всё.

Визуальный ряд просто поразителен, давно не видел более красивого фильма. Горы и леса сняты так, что дух захватывает. Особенно поражает ощущение света в эпизодах с полнолунием. Весь фильм похож на некий кристалл с переливающимися гранями.

Люди сняты не хуже, крупные планы реально гениальны, очень запоминающаяся галерея. И конечно, игра Лени. Внешность, пластика, харизма - всё просто отлично.

Сюжет - чистый архетип. Магическая вещь о столкновении Традиции и рационализма. То, что для одних было духовным маяком, за приближение к которому платили жизнью, для других оказалось источником дохода и развития. Симпатии Лени явно на стороне первых, что вполне подходит под теорию о криптофашизме всего её творчества, высказанной как Сьюзен Зонтаг, так и Зигфридом Кракауэром в его книге "Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера" Приведу цитату из этой книги:

"Подобно метеорологу из фильма "Бури над Монбланом", девушка с гор Юнта сродни такому политическому режиму, который держится на интуитивных прозрениях, обожествлении природы и раздувании мифов".

Впрочем, тогда придётся обвинять в криптофашизме весь жанр "горных фильмов", поскольку его суть в целом идеально совпадает с взглядами Эволы на альпинизм. Но это тема для отдельного исследования.

И ещё, меня лично удивили параллели между сюжетом, и последующей судьбой режиссёра. Миллионы юношей действительно пошли за тем светом, который она увидела и сумела передать Триумфом Воли. Они, по большей части, погибли. Она - выжила, и до конца своей жизни превратилась в парию.

Вот и не верь теперь в то, что художник способен предсказать своё будущее.
Tags: 1932, Белла Балаш, Германия, Карл Майер, Лени Рифеншталь, горный фильм, драма, рецензия
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author